Детский центр

Детский юношеский миссионерский центр в п.Пудость

Совсем недавно,  по благословению Епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, при содействии администрации Пудостьского сельского поселения, а также при попечительстве некоммерческого фонда содействия флоту «Отечество», в Пудости началось строительство православного храма «Введение во храм Пресвятой Богородицы», настоятелем которого стал о.Аркадий Николя.  Никогда ранее в этом поселении не было православных храмов, а потому это событие является важным в жизни всех жителей поселка.

Мы считаем, что дети с самых малых лет должны привыкать к вере, учиться жить в христианстве. А потому задумали еще один очень важный и необходимый проект – Детский юношеский миссионерский центр в Пудости.  К сожалению, в  Пудостьском сельском поселении практически нет никаких детских центров, а именно миссионерские – отсутствуют в Гатчинском районе  и вовсе.  Хотя в Пудости никогда и не было храма, история поселка очень интересна и почти оставлена без внимания. Очень часто историки, рассказывая о Пудости, опускают имена Антонио Ринальди, А.И. Штакеншнейдера, Игоря Северянина и В.В.Николя, делая акцент лишь на политических событиях.   А ведь история любого края – это, в первую очередь, история людей, которые там жили.
Первое упоминание о Пудости относится к 1500 году.  Коренными жителями пудостьской земли были в древности представители угро-финской народности — ижора. Первые представители этого племени впервые упоминаются в русских летописях 1228 года и в иностранных источниках во второй половине XII века вместе с другими народностями, которые были у истоков освоения огромной территории простирающейся от берегов Балтийского моря до владений Великого Новгорода. Шведы и немцы называли Ижорскую землю Ингрией.  Почти целое столетие Пудостьский край, как и вся бывшая Ижорская земля, находился под шведской оккупацией. Захватив эти благословенные места, к середине 1612 года шведы надолго отодвинули границы Великого Новгорода от южного побережья Балтийского моря. С позором для отечества русский царь Михаил Федорович передал Ижорскую землю в титул шведскому королю.  Но в начале XVIII века Петр Великий решил «прорубить» окно в Европу и освободить захваченные ранее шведами русские земли. Во время возвращения Ижорской земли в состав Российского государства крупные военные сражения и передвижения наших войск с неприятелем проходили в непосредственной близости от пудостьского края.
Широкую  известность поселок получает в XVIII—XIX веках,  когда начинают добывать пудостский камень для постройки и облицовки многих строений в Санкт-Петербурге, Гатчине, Павловске и Царском селе. Важно отметить, что первым, кто применил пудостский камень как облицовочный материал, был архитектор Антонио Ринальди, автор проекта Гатчинского императорского дворца, построенный в 1766-1781 годах. Антонио Ринальди и сам бывал в Пудости, поездки эти отмечены в его дневниках.
Интересную характеристику известняку дает в своём «Дневнике» гостивший в 1797 году в Гатчине у императора Павла I бывший польский король Станислав Август Понятовский: «Пудостский камень — известковый туф сероватого цвета, ноздреватый, иногда смешан с мелкими раковинами. При Павле он выламывался в Пудости огромными кусками в сажень длины и аршин толщины».
Петербургский поэт и переводчик Василий Рубан  в 1786 году написал следующие строки о только что законченном Гатчинском дворце:

«Огромно здание из камня именита,

Которым Пудостка окрестность знаменита,-

Величием равно величью тех громад,

При Нильских берегах которые стоят…»

Впоследствии из этого камня были построены Амфитеатр, Адмиралтейские, Березовые, Зверинские и Сильвийские ворота, Павильон Орла, Лесная оранжерея, Портал Маска у Березового домика, Терраса-пристань на Белом озере, Карпин, Адмиралтейский и Трехарочный (Львиный) мосты, Мост с кардигардиями, Сильвийская стена и многие другие архитектурные памятники.
Начав разговор об архитектуре, нельзя не вспомнить Штакеншнейдера Андрея Ивановича, который родился в мызе Ивановка, входящей в состав Пудостьского сельского поселения. Позже поселившись в Петербурге,  известный архитектор продолжал бывать в пудостьском имении, которое досталось ему по наследству после смерти отца. Семейство архитектора очень часто приезжало в Ивановку. «В тишине, в глуши, вдали от шумного света проводим мы праздники, встречаем весну. Кругом нас только немая, просыпающаяся природа…» — писал Штакеншнейдера.  В гостях у семьи также бывали многие знаменитости: И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Д.Г. Григорович, А.В. Дружинин и другие, а поэт Яков Полонский, ставший духовно родственным другом для супруги и дочери архитектора, написал здесь несколько своих стихотворений. Одно из них — «На Мызе», вот фрагмент этого произведения, в строках которого узнаются лирические пейзажи ивановской усадьбы:

«А там — сквозь тень — огни за чаем,

Сквозь окна — музыка…Серпом

Блестит луна и лес кругом, с его росой и соловьем,

И ты назвать готова раем,

И этот сад, и этот дом.

Страну волков преображая

В подобие земного рая,

Здесь речка вышла из болот,

На тундрах дом возник — и вот

Трудом тяжелым, неустанным

Кругом все ожило: нежданным

Паденьем безмятежным вод

Возмущены ночные тени, и усыпительно для лени

Однообразно жернова

Шумят, — и лодка у плотины,

И Термуса из белой глины

Вдали мелькает голова…»

Интересный факт: в 1862 году это поместье посетил император Александр II, часто бывавший на охоте в окрестностях Пудости, в связи с чем, в доме архитектора был установлен бронзовый бюст государя.

Известный русский поэт Игорь Лотарев (Северянин) также жил в Пудости. Предание гласит, что именно зимней ночью, гуляя от Пудости до Гатчины, поэт вместе с друзьями и придумал себе псевдоним, означающий, по его словам, «певец Севера».

Запасшись всякой всячиной,

Садитесь вы в купе,

Забыв уже за Гатчиной

О шуме и толпе.
С появлением православного храма и  Детско-юношеского миссионерского центра в этом поселении интерес к христианской православной вере, без сомнения, возрастет.  Учредителем ДЮМЦ стал  Некоммерческий Фонд содействия флоту «Отечество», который образован офицерами Российского флота еще в 1997 году.

Расскажем подробнее о Фонде «Отечество»,  за время  существования было сделано следующее:

* Собраны и переданы средства, необходимые для восстановительных работ на русском морском кладбище в г. Бизерте (Тунис) –1997г.;

* Установлены и нотариально удостоверены в Посольстве РФ в Тунисе имена чинов Морского ведомства России, захороненных на русских кладбищах городов Бизерты и Туниса – 1998 г.;

* Возвращены в Россию и переданы на архивное хранение в Русское географическое общество уникальные материалы и фотодокументы о судьбе российских моряков, членов их семей и кораблей Русской эскадры в Бизерте – 1998 г.;

* Издан аудио альбом песен о России автора-исполнителя, члена Союза писателей Санкт-Петербурга К.И. Ривеля –1998г.;

* По инициативе Фонда, поддержанной Главным командованием ВМФ, в ознаменование 100-летия со дня рождения писателя-мариниста С.А. Колбасьева его имя присвоено одному из кораблей Балтийского флота –1999 г.;

* Завершен первый этап историко-патриотической акции «Морская слава России». В рамках организованной Фондом и поддержанной Главным командованием ВМФ акции впервые в России совершен поход курсантов Санкт-Петербургского Военно-морского института вокруг Европы на крупнейшем в мире паруснике «Седов», принадлежащем гражданскому ведомству –1999 г.;

* Образована киновидеостудия, проект «Морская летопись Отечества» получил статус НАЦИОНАЛЬНОГО фильма, создан документально-публицистический фильм «Память об эскадре» — 2000 г.;

* Фондом учреждена и начала издаваться газета «Морская столица» -2000 г.;

* Издан сборник «Морской корпус Петра Великого – Санкт-Петербургский Военно-морской институт, посвященный 300-летию со дня его основания – 2001 г.;

* Получен грант Администрации Санкт-Петербурга в сфере средств массовой информации. Создан фильм «Андрей Первозванный» – 2001 г.;

* Выполнены работы по договорам с Комитетом по молодежной политике Администрации Санкт-Петербурга в рамках проекта «Паруса-Петербурга». Закончены в производстве два документально-публицистических фильма: «Барк «Седов» и «Русская морская карта», издана книга капитана дальнего плавания В.Е. Лазоренко «Юнга Черноморского флота» – 2002 г.;

* В рамках издательской целевой программы Фонда «Отечество», а также при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также Комитета по печати правительства Санкт-Петербурга изданы книги: А.А. Ширинская «Бизерта. Последняя стоянка» — 2003 г; Н.О. Гадалина «Александр Рубцов: петербуржец в Тунисе» -2004 г; С.А. Кессель «Ледяные острова Арктики» — 2005 г; Б.А. Алмазов «Тройной фронт» — 2005 г; А.В. Доливо-Добровольский «Генералы великих войн» -2006 г.; С.А. Колбасьев «Командиры кораблей» Избранные произведения в 2-х томах – 2006 г.; С.А. Колбасьев «Арсен Люпен» — 2006 г.; П.П. Федоренко «Антология научно-технической мысли в военном деле» — 2007 г.; д.ф.н. В.Н. Томалинцев «Экстремаль России» — 2007 г. Основана издательская серия «Лики Отечества»;

* Фондом учреждена и с мая 2003 г. по февраль 2004 г. выходила в эфир на петербургском телевидении телепрограмма «МОРСКОЙ АЛЬМАНАХ»;

* Выполнены проекты, поддержанные грантами Санкт-Петербурга на создание в рамках телепрограммы «Морской альманах» и «Морская панорама» документальных фильмов: «Русская морская карта – terra incognita национального богатства» — 2004 г; «Петербургские кадеты. Взгляд в прошлое – шаг в будущее» -2005 г.; «Морская минная блокада Ленинграда. Прорыв» — 2006 г.;

* В рамках Программы «Петербург-Бизерта» создан док. Фильм «Русская бабушка из Бизерты»; по приглашению Посольства РФ в Республике Тунис делегация Фонда «Отечество» участвовала в торжественных мероприятиях, посвященных 95-летию со дня рождения А. Ширинской – 2007 г.

Председателем Правления Фонда является А.С. Николя, отец настоятеля строящегося в настоящее время храма в Пудости батюшки Аркадия Николя.
Отец Аркадий, понимая всю необходимость духовного воспитания молодежи,  и задумал создание ДЮМЦ.  Кстати, хочется отметить один любопытный факт:  в конце XIX века Пудость и окрестности часто навещал родственник семьи Николя– Владимир Владимирович Николя,  российский инженер-архитектор, автор здания Императорской консерватории в Санкт-Петербурге и многих других зданий и в Петербурге и в Москве. В марте 1889 г. комиссия по перестройке Большого театра отдала предпочтение проекту инженера-архитектора В.В. Николя, сумевшего не только разместить консерваторию с ее классами и Малым концертным залом в старых стенах Большого театра, но и дополнительно пристроить к нему новые, довольно вместительные помещения. Сейчас консерватория является центром музыкальной жизни города.

Детский юношеский миссионерский центр  призван сформировать интерес к христианству не только у молодежи, но и у детей, поэтому мы планируем организовывать следующие мероприятия:

— проводить воскресные встречи для молодежи в формате дискуссионного клуба и приглашать в качестве экспертов и лекторов священников Гатчинского и других районов;

-приглашать к участию в Библейском кружке детей и молодежь, проводить дифференцированные занятия для каждой возрастной категории также в формате дискуссионного клуба;

-привлекать молодежь к общественной деятельности и социальной работе: планируется посещать социально ориентированные учреждения для детей и участвовать в волонтерских мероприятиях;

-формировать интерес к христианству у молодежи и детей посредством создания в ДЮМЦ различных кружков и секций: православного театра, православной школы поэзии и тд.

-обучать молодежь основам современной миссионерской деятельности.

Кроме этого, мы будем проводить в ДЮМЦ занятия для родителей, ставящих перед собой цель воспитать настоящего современного христианина или христианку. Главной особенностью Детского миссионерского центра станет его практическая направленность. Понимая то, что кризис подлинной духовности касается не только взрослых, но и детей, мы ставим перед собой цель с малых лет воспитывать в человеке интерес к православию, которое не должно казаться ему скучным. Подобный интерес можно сформировать только посредством всестороннего развития ребенка и открытых, постоянных бесед о христианской религии.  Чтобы христианство стало смыслом жизни взрослого человека, еще в детстве необходимо заложить определенный фундамент. Создавая Детский юношеский центр миссионерский центр, мы планируем сделать этот фундамент крепким. Таким образом,  мы хотим  не только повысить уровень духовности современных детей, но и уровень их культуры, которая неразрывно связана с духовностью. Поселок Пудость имеет богатую историю, незаслуженно забытую, а потому в поселке просто не может не быть храма и Детского миссионерского центра.  Формируя в детях и подростках интерес к родной земле, мы помогаем им обращаться к собственным корням, уважать и любить Родину. Без этого чувства подлинная духовность невозможна.  Построив Детский миссионерский центр на Пудостьской земле, мы, несомненно, привлечем внимание общественности к  поселку, а, значит, и  возродим его великую историю.